Научная деятельность

  • Записаться на приём к врачу, узнать подробнее об услугах и программах

    8 (495) 714-85-54, 714-85-63

Научный альманах (Педагогические науки)

Е.А. Спиридонов

О.Н. Воробьев

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ И ОБОСНОВАНИЕ ЭТАПОВ ЗАНЯТИЙ ВОССТАНОВИТЕЛНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 

Введение. Значение физической культуры, как средства сохранение и укрепление здоровья, актуально для повседневной жизни каждого человека. Проблема заключается, не в очередном научном обосновании или подтверждении данного утверждения, а в том, чтобы найти способы привлечения человека к регулярным занятиям физической культуры и различным формам занятий оздоровительно направленности.Нарушение принципа индивидуальности является одной из основных проблем при занятиях фитнесом и занятиях оздоровительной направленности. Отсутствие понимания в данном вопросе, зачастую ведут к негативным последствиям, таким как нежелание или отказ от занятий. Освещая вопросы оздоровления и профилактики, авторы отмечают, что нет единого подхода, позволяющего оптимизировать процессы и достичь реально значимых результатов [1, с.541]. Существующие работы и исследования, в большинстве случаев, касаются узкоспециальных задач и не дают конкретного представления о этапах и последовательности целей которых, составляло бы общий алгоритм подхода к данной проблеме [2, с.36].

Постановка проблемы. Человек многоуровневая система, включающая в себя физический, эмоциональный и ментальный уровни, конкретизация целей и задач для каждого из уровней, должны обеспечить условия для достижения конечного результата (достижения здоровья), а также выбрать методы и средства, в каждом конкретном случае. В связи с вышеизложенным была поставлена следующая задача - определить смысловое содержание этапов реабилитационно-оздоровительных программ, позволяющие учитывать индивидуальные особенности занимающихся.

.

Методы исследования. Анализ научно-методической литературы, беседы со специалистов в области реабилитационно-оздоровительных программ, анкетирование, личные наблюдения, эксперимент, статистическая обработка данных.

Анализ результатов. Проведенные исследования и анализ материалов позволил определить этапы, цели и задачи при занятиях реабилитационно-оздоровительной направленности, последовательное соблюдение которых представляет собой алгоритм действий, позволяющий решать вопросы индивидуального подхода, при составлении комплексов и программ занятий. Были определены пять этапов: 1 – привыкание; 2 – врабатывание; 3 - вхождение в норму; 4 – развитие; 5 – адаптация. В данной работе рассматриваются характеристики четвертого этапа («развитие»), результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Характеристики этапа «развитие», при занятиях реабилитационно-оздоровительной направленности

Составляющие элементы этапа «развитие»

Наименование уровней организма человека

физический

эмоциональный

ментальный

1

цели

достижение высокого уровня работоспособности

регулирование напряжения в повседневной жизни

определение ценностей

2

задачи

сформировать избыточный запас прочности четырех основных систем организма

умение сохранять устойчиво-положительный психо-эмоциональный фон  

управление внутренним состоянием

3

пояснения

переносимость нагрузки должна составлять 30-40% выше нормы

отслеживать напряжение на ранних этапах и трансформация его в исходное положение

действовать, согласуясь с приоритетами результатов и жизненными ценностями

Из таблицы 1 видно, что этап «развитие» имеет свои особенности и характеристики, для каждого из уровней организма человека (как единой системы).

Физический уровень. Этап «развитие» характеризуется тем, что закладывается, т.н. резерв. Необходимо помнить, что «Любое развитие возможно только от избытка сил» [3, с.149].  Главной целью является достижение высокого уровня работоспособности. Чтобы понять и конкретизировать действия, которые обеспечат успешность результата, следует ориентироваться на выполнение правил, обеспечивающие работоспособность. Первым правилом является сам подход к реабилитационно-оздоровительным занятиям, которое можно выразить следующими словами: «занятия должны накапливать силы, а не тратить их». К сожалению, в большинстве фитнес клубах используются методики, которые истощают человека, а не укрепляют и которые ориентированы на молодых людей, засидевшихся на офисной работе. Возьмем любой из комплексов степ-, бокс-, танцевальной-, тай- и др. аэробик, в которых индивидуальный подход заключается лишь в том, что «устал-отдохни», какие либо физиологические параметры не учитываются вовсе. Между тем любое развитие обеспечивается, прежде всего, пошаговым увеличением нагрузки, которая регулируется объемом, интенсивностью, продолжительностью, при неукоснительном условии – постоянстве. Однако получив нагрузку в первые занятия, у человека появляется избыточное напряжение и включается механизм защиты, сначала он пропускает занятия, потом и вовсе бросает.

В целом, человеческий организм включает в себя четыре определяющие («глобальные») системы: 1) нервную; 2) сердечнососудистую и дыхательную (ССиДС); 3) опорно-двигательный аппарат (ОДА); 4) обмен веществ (ОВ). На этапе «развитие» необходимо создать избыточный запас прочности, для каждой из систем, что возможно при следующих условиях:

1. Нервная система – предполагает достижение практического умения контролировать процессы напряжения и расслабления.

2. Сердечнососудистая и дыхательная системы – предполагает развитие физического качества «выносливость». Напомним, что выносливость – это способность преодолевать утомление. Многолетние исследования позволили практическим путем определить критерий и уровень выносливости, для лиц, не занимающихся спортом, который составляет 37 минут беспрерывной физической нагрузки при пульсе 140-160 уд/мин. Естественно, что это общий показатель, который меняется с учетом пола, возраста и функциональных возможностей.

3. Опорно-двигательный аппарат – предполагает тонус основных мышечных групп, а также подвижность суставов, критерии данных показателей достаточно полно описаны в научно-методической литературе относящейся к спорту.

4. Обмен веществ – предполагает, что человек определил для себя, режим питания и обрел навыки регулирования веса.

Эмоциональный и ментальный уровни. На эмоциональном уровне основной задачей данного этапа является приобретение умения сохранять устойчиво-положительный эмоциональный фон. Достижение данного результата возможно только при изменении способа мышления и управления внутренним состоянием [4, с.109] . По существу, с этого этапа исчезает, пусть условное, но разделение ментального и эмоционального уровней и остается лишь очередность действий, позволяющих управлять эмоциями и внутренним состоянием. Изменение способа мышления невозможно без переоценки и определения ценностей, с учетом морально-нравственных критериев и реально значимых результатов, отражающих развитие и силу эмоционального и ментального уровней.

Для определения переносимости нагрузки и показателя развития всех трех уровней человека, можно отметить простой, но информативный критерий, а именно отношение человека к реабилитационно-оздоровительным занятиям. При увеличении напряжения, т.е. с ростом дел на работе, в быту и личной жизни, человек не отказывается от занятий, а ищет возможность совместить, что возможно только при наличии резервов.

В статье алгоритмически описаны цели и задачи каждого уровня,     естественно, что подбор методов и средств решения каждой из поставленных задач, носит узко специфический характер и должны подбираться индивидуально для каждого конкретного человека. Широта и многогранность задач, наглядно показывает, какими знаниями должен обладать специалист реабилитационно-оздоровительных программ и, соответственно какое внимание должно быть уделено подготовки профессионалов данного профиля.

 

Выводы:

1. Реабилитационно-оздоровительные занятия имеют этапы, чередование которых определяет алгоритмическую последовательность, обеспечивающую положительные результаты занятий реабилитационно-оздоровительной направленности.

2. Согласуясь с отмеченными критериями целей и задач этапа «развитие», обеспечивает учет индивидуальных особенностей многоуровневой системы организма человека и позволяет достичь, необходимого - устойчивого результата, обеспечивающего условия для перехода к следующему этапу.

Список используемой литературы:

1. Благий, А. Дозирование физических нагрузок оздоровительной направлен­ ности  / А. Благий  // Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы: тез. докл. межд. конгр. - М.: Физкультура, образование и наука, 1998. - Т.2. - С. 540-541.

2. Агаджанян Н. А., Труханов А. И., Шендеров Б. А. Этюды об адаптации и путях сохранения здоровья. — М.: изд-во «Сирин», — 2002. — 156 с.

3. Спиридонов Е.А. Теория и практика развития способностей и сверхспособностей: Монография. – Алматы.: изд. «TST-company», 2008. –282 с.

4. Спиридонов Е.А. Теория и практика самопознания и самосовершенствования: Монография. – Алматы.: изд. «TST-company», 2011. – 202 с.

© Спиридонов Е.А., 2016

Статья опубликована  в издании  Научный альманах Стр. 298

������.�������